Конституционный Суд устранил проблему получения образцов голоса для сравнительного исследования

В следственной практике периодически возникает проблема получения образцов голоса подозреваемого или обвиняемого для производства фоноскопической экспертизы

Исследование голоса и речи на любом электронном носителе информации, на соответствие их конкретному человеку невозможно без предоставления эксперту их свободных образцов. Любому лицу, привлекаемому к уголовной ответственности законодательство предоставляет право вообще отказаться давать в отношении себя какие-либо показания по уголовному делу, то есть попросту молчать и не отвечать ни на какие вопросы следователя. 

Что же тогда должен сделать следователь, чтобы получить свободные образцы голоса подозреваемого и передать их эксперту для сопоставления с голосом, зафиксированном на записи? 

Долгое время такая следственная проблема оставалась не разрешенной. Однако 27 февраля 2020 года Конституционный Суд в Определении №320-О не усмотрел нарушений прав заявителя на то, что образцы его голоса были получены в ходе оперативных мероприятий сотрудниками уголовного розыска, действовавших по поручению следователя. КС отразил, что образец голоса не служит доказательством, а является предметом исследования. Право следователя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий закреплено в п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ. А сами результаты ОРД могут стать доказательствами, только после их надлежащего закрепления процессуальным путем.